Советы специалистов
«Что полезно нашим детям»
Консультация логопеда родителям!
Очень часто дети, которые плохо говорят, для своего возраста, ещё и плохо едят, для них целая проблема скушать яблоко или морковку, не говоря уже о мясе – это говорит о слабости челюстной мышцы, а она, в свою очередь, задерживает развитие артикуляционного аппарата. Поэтому, обязательно заставляйте ребёнка жевать овощи и фрукты, хлеб с корочками и кусковое мясо. Чтобы развить мышцы – научите ребёнка полоскать рот, надувать щёки и перекатывать воздух из одной щеки в другую. Не забывайте развивать и мелкую моторику. Каждый малыш должен как можно больше работать своими пальчиками. Пусть малыш сам застёгивает пуговицы, зашнуровывает обувь, засучивает рукава. Причём тренироваться ребёнку лучше не на себе, а сперва «помогать» одеться куклам и даже родителям.
В малышовом возрасте очень полезно лепить. Только не оставляйте малыша наедине с пластилином, чтобы вовремя пресечь его желание попробовать слепленный шар.
Многие мамы не доверяют ребёнку ножницы. Но если в кольца ножниц просунуть пальцы вместе с детскими и вырезать какие-нибудь фигурки, получится отличная тренировка для руки.
Важную роль играет артикуляционная гимнастика.
Что такое артикуляционная гимнастика? Это тренировка мышц языка.
Цель артикуляционной гимнастики-выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков,
Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики.
1.Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.
2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд(удержание артикуляционной позы в одном положении).
4.При отборе предложений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
5. Из выполняемых 2-3 упражнений, новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые упражнения.
6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
7. Ребенок должен видеть лицо взрослого, а также свое лицо,чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
8. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.
Несколько простых рекомендаций помогут вам улучшить речь вашего ребенка:
Эти упражнения достаточно делать 5-10 минут в день, но - ежедневно. К тому же, улучшится подвижность речевых органов и растянется "уздечка":
1) Облизывай верхнюю губку!
2) Щёлкай язычком! как лошадка цокает копытцами;
3) Открой ротик пошире и дотянись язычком до верхних зубок!
Для каждого ребенка составляется индивидуальная коррекционная программа, подбираются задания и упражнения.
СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА РОДИТЕЛЯМ
< >В отношениях с ребёнком не полагайтесь на силу. Это ожесточит его и приучит к тому, что считаться нужно только с силой.Не давайте обещаний, которые вы не можете выполнить. Это поколеблет веру ребёнка в вас.Не делайте за ребёнка то, что он в состоянии сделать сам. Он может и в дальнейшем использовать вас в качестве прислуги.Не поправляйте ребёнка в присутствии посторонних. Если вы скажете ему все спокойно, с глазу на глаз, он обратит гораздо больше внимания на ваше замечание.Не читайте ребёнку нотации и не ворчите на него, иначе он будет вынужден защищаться, притворяясь глухим.Смиритесь с тем, что ребёнок любит экспериментировать. Так он познает мир.Лучший способ воспитать ответственность и уверенность в себе — предоставить ребёнку возможность самостоятельно принимать решения.Ребёнок учится на собственном опыте, поэтому не следует оберегать его от последствий собственных ошибок.Поощряйте любознательность ребёнка. Если вы попытаетесь отделаться от него, когда он задаёт откровенные вопросы, ребёнок будет искать ответ на стороне.Когда ребёнок с вами разговаривает, слушайте его внимательно, с пониманием, не перебивая и не отворачиваясь. Не дайте ему заподозрить, что вас мало интересует то, о чем он говорит.Не задавайте слишком много вопросов и не устанавливайте множество правил для ребёнка: он перестанет обращать на вас внимание.Пусть ребёнок даёт волю своим фантазиям. Живое воображение — дар, присущий детству. Никогда не подавляйте его!Появление малыша в семье может вызвать кризис в жизни старшего ребёнка. Относитесь к детям одинаково. Старший ребёнок должен знать, что вы любите его ничуть не меньше.Хороший способ прекратить ссору между детьми — сменить обстановку, отвлечь их.Не сравнивайте ребёнка с другими детьми, любите его таким, какой он есть. Если вы хотите развить у ребёнка определённые качества, отнеситесь к нему так, словно они у него уже есть.