Внеучебная деятельность
17.10.2018
Внеурочная деятельность Муниципального бюджетного образовательного учреждения "Начальная школа – детский сад №71"
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее ФГОС НОО) следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования (далее ООП НОО) муниципального бюджетного образовательного учреждения «Начальная школа – детский сад №71» (МБОУ«НШ – ДС №71»)
В качестве организационного механизма реализации внеурочной деятельности в МБОУ«НШ – ДС №71» используется план внеурочной деятельности - нормативный документ, который обеспечивает введение в действие и реализацию требований ФГОС НОО, определяет объем нагрузки обучающихся в рамках внеурочной деятельности, состав и структуру направлений и форм внеурочной деятельности по классам (годам обучения).
План внеурочной деятельности обучающихся начальных классов разработан в соответствии:
С законом РФ «Об образовании» № 273 от 29.12.2012г.;
Направления внеурочной деятельности по ФГОС |
Направления дополнительных образовательных программ |
Спортивно-оздоровительное |
Физкультурно – спортивное |
Духовно-нравственное |
Культурологическое, туристско-краеведческое |
Социальное |
Социально-педагогическое |
Общеинтеллектуальное |
Эколого-биологическое, социально-педагогическое. |
Общекультурное |
Художественно - эстетическое |
Первый уровень |
Второй уровень |
Третий уровень |
Школьник знает и понимает общественную жизнь (1 класс) |
Школьник ценит общественную жизнь (2-3 классы) |
Школьник самостоятельно действует в общественной жизни (4 класс) |
Приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), понимание социальной реальности и повседневной жизни. |
Формирование позитивных отношений школьников к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знание, труд, культура). |
Получение школьником опыта самостоятельного социального действия. |
Направление внеурочной деятельности |
Задачи |
Программы внеурочной деятельности, обеспечивающие данное направление |
Количество групп и часов в неделю |
Ресурсы |
Спортивно – оздоровительное |
Всесторонне гармоническое развитие личности ребенка, формирование физически здорового человека, формирование мотивации к сохранению и укреплению здоровья |
Шахматы |
6 /1 |
ОУ |
«Азбука здоровья» |
1/1 |
ОУ |
||
Духовно-нравственное |
Привитие любви к Отечеству, малой Родине, формирование гражданской ответственности, чувства патриотизма, формирование позитивного отношения к базовым ценностям общества. |
«Мой Дагестан» |
1/1 |
ОУ |
«Родной край» |
1/1 |
ОУ |
||
«Юный краевед» |
1/1 |
ОУ |
||
«Я- Гражданин» |
2/1 |
ОУ |
||
«Тропинка к своему «Я» |
1/1 |
ОУ |
||
Общеинтеллектуальное |
Обогащение запаса учащихся научными понятиями и законами, способствование формированию мировоззрения, функциональной грамотности, воспитание бережного отношения к окружающей среде. |
«Эрудит»
|
1/1 |
ОУ |
«Умники и умницы» |
1/1 |
ОУ |
||
Общекультурное |
Развитие эмоциональной сферы ребенка, чувства прекрасного, творческих способностей, формирование коммуникативной и общекультурной компетенций |
«Начальное техническое творчество» |
6/1 |
ОУ |
Театральная студия «Проворные ножки» |
6/1 |
ОУ |
||
Социальное |
Формирование таких ценностей как познание, истина, целеустремленность, социально- значимой деятельности. |
«Добрый мир» |
1/1 |
ОУ |
«Дорогою добра» |
1/1 |
ОУ |
||
«Уроки вежливости» |
1(1) |
ОУ |
· Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785) с изменениями (утверждены приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241, зарегистрированы в Минюсте России 4 февраля 2011 г.,регистрационный номер 19707);
· СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993);
· Федеральными требованиями к образовательным учреждениям в части охраныздоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 г., регистрационный номер 19676).
· Концепцией духовно-нравственного воспитания российских школьников
· Уставом МБОУ«НШ – ДС №71»
Целью внеурочной деятельности является достижение обучающимися личностных и метапредметных результатов освоения ООП НОО МБОУ«НШ – ДС №71» Это и определяет специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения.
Целью МБОУ«НШ – ДС №71» является создание условий для развития индивидуальных способностей каждого, включение ребенка в ту деятельность, которая позволит ему самореализоваться, почувствовать себя значимым для других, тем самым способствуя позитивной социализации подрастающего поколения.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности, определенных ФГОС НОО, в соответствии с Лицензией на осуществление образовательной деятельности МБОУ«НШ – ДС №71»
по видам:
· Познавательная
· Досугово-развлекательная деятельность
· Спортивно-оздоровительная деятельность
· Туристско-краеведческая деятельность
· Художественное творчество
· Социальное творчество (социально преобразовательная деятельность)
· Проблемно-ценностное общение.
в формах:
· Экскурсии
· Кружки, секции
· Круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования
· Общественно полезные практики и др.
Уровни результатов внеурочной деятельности:
Способы организации:
· Реализация образовательных программ внеурочной деятельности;
· Включение ребенка в систему коллективных творческих дел, которые являются частью системы воспитательной работы класса и школы:
Общешкольные дела по плану воспитательной работы школы включены в общую годовую циклограмму и являются компонентом внеурочной деятельности. Подготовка к участию и участие в общешкольном мероприятии позволяют ребенку овладевать универсальными способами деятельности (компетенциями) и демонстрировать уровень их развития.
Участие ребенка в общешкольных делах осуществляется на добровольной основе, в соответствии с интересами и склонностями.
Объем внеурочной нагрузки составляет: до 4 часов в неделю – 1-4 классах. Объем внеурочной нагрузки обучающихся 1-4 классов формируется из занятий в объединениях внеурочной деятельности, классных мероприятий, общешкольных мероприятий, занятий в объединениях дополнительного образования МБОУ«НШ – ДС №71» .
Внеурочные занятия проводятся в школе в первой половине дня (для учащихся 2-3 класса) и во второй половине дня (для учащихся 1 класса), кроме каникул. В период каникул для продолжения внеурочной деятельности проводятся классные мероприятия; используются возможности МБОУ«НШ – ДС №71»
Продолжительность занятия в 1 классе составляет 35 минут (I полугодие), 45 минут (II полугодие), во 2 -4 классах – 45 минут (I,II полугодие). Продолжительность внеаудиторных занятий (экскурсии, посещение выставок, театров и т.п.) не регламентируется. Количество аудиторных занятий не должно превышать 50% от общего количества занятий.
Наполняемость группы обучающихся при организации внеурочной деятельности составляет от15 до 37 человек.
Режим организации внеурочной деятельности соответствует нормам СанПиН 2.4.2.2821-10 от 29.12.2010г. Расписание занятий внеурочной деятельности составляется с учетом наиболее благоприятного режима труда и отдыха обучающихся. При работе с детьми осуществляется дифференцированный подход с учетом возраста детей и этапов их подготовки, чередованием различных видов деятельности (мыслительной, двигательной).
1.План внеурочной деятельности.
Спортивно-оздоровительное направление:
Целесообразность данного направления заключается в формировании знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся на ступени начального общего образования как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Данное направление реализуется через программы внеурочной деятельности: «Шахматы», «Азбука здоровья», представлено тематическими классными часами, подвижными играми на свежем воздухе, динамической паузой. Кроме того в плане воспитательной работы школы предусмотрены ежемесячные турниры по шахматам, Дни здоровья и различные виды спортивных соревнований.
Планируемые результаты:
Результаты первого уровня - (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни):
приобретение школьниками знаний о правилах ведения здорового образа жизни, об основных нормах гигиены, о технике безопасности при занятии спортом, о способах и средствах самозащиты; о способах ориентирования на местности и элементарных правилах выживания в природе; о русских народных играх.
Результаты второго уровня - (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к своему здоровью и здоровью окружающих его людей, к спорту и физкультуре, к природе, к родному Отечеству, его истории и народу, к труду, к другим людям.
Результаты третьего уровня - приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия. Взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.
1.2. Духовно-нравственное направление:
Цель направления - формирование духовной и нравственной культуры, обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества.
Данное направление реализуется посредством программ внеурочной деятельности: «Мой Дагестан», «Юный краевед», «Родной край», « Я-Гражданин», « Тропинка к своему «Я» экскурсий в рамках регионального проекта «Путешествие по родному краю», тематических классных часы, Уроков Мужества, бесед, игр нравственного и духовно-нравственного содержания, выставок плакатов и рисунков, проведения совместных праздников школы и общественности, тематических экскурсий.
Планируемые результаты:
Результаты первого уровня - приобретение школьником с начальных представлений о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, ценностное отношение к России, к своей малой родине, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, русскому и родному языку, народным традициям, к Конституции и законам Российской Федерации.
Результаты второго уровня - формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом: участие во внеклассной деятельности учебного заведения, формирование начальных представлений о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища; нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами; неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации.
Результаты третьего уровня - приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия. Взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде: формирование представлений об институтах гражданского общества, государственном устройстве и социальной структуре российского общества; о наиболее значимых страницах истории страны; об этнических традициях и культурном достоянии малой Родины; способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей; почтительное отношение к родителям, уважительное отношение к старшим, заботливое отношение к младшим; знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним.
1.3. Общеинтеллектуальное направление:
Данное направление призвано обеспечить достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования и реализуется посредством программ внеурочной деятельности: «Эрудит», «Умники и умницы»
Основные задачи:
– формирование навыков научно-интеллектуального труда;
– развитие культуры логического и алгоритмического мышления, воображения;
– формирование первоначального опыта практической преобразовательной деятельности;
– овладение навыками универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования.
Направление реализует свою работу через «Мир деятельности», библиотечные часы, серию классных часов интеллектуальной направленности, поисковой и проектной деятельности, конкурсы, викторины, тематические экскурсии.
Планируемые результаты:
Результаты первого уровня - приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни, умение ставить вопросы, классифицировать; наблюдать; проводить эксперименты.
Результаты второго уровня - формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом: высказывание собственного мнения, определение собственной позиции, умение видеть проблемы; выдвигать гипотезы; давать определение понятиям.
Результаты третьего уровня - приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия. Взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде: умение структурировать материал, готовить тексты собственных докладов, объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
1.4. Общекультурное направление:
Знакомство с общечеловеческими ценностями мировой культуры, духовными ценностями отечественной культуры, нравственно-этическими ценностями многонационального народа России и народов других стран, развитие творческих способностей детей ; развитие художественной и эстетической деятельности – цель общекультурного направления.
Данное направление реализуется через кружок «Начальное техническое творчество », « Проворные ножки» классные часы общекультурной тематики, библиотечные занятия, экскурсии, досуговые мероприятия (праздник, игра, утренник, семейный праздник), конкурсы рисунков и поделок.
Планируемые результаты:
Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): занятия объединений художественного творчества, развитие стремления к общению с искусством, формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира.
Результаты второго уровня - формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом: получение опыта переживания, позитивного отношения к природе, культуре, искусству; целостного отношения к социальной реальности в целом; умение представить свою работу, оценить работу других, сравнить, проанализировать и сделать выводы; коммуникабельность (умение создавать коллективные работы); приобретение знаний об этике, эстетике повседневной жизни человека; участие во внеклассной деятельности учебного заведения.
Результаты третьего уровня – приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия. Взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде: всестороннее развитие личности ученика (создание условий для формирования личности, способной успешно адаптироваться в современном мире); приобретение новых знаний и умение применять их в жизни; приобретение опыта исследовательской деятельности (публичное выступление, представление результатов своей деятельности; умение высказывать свое мнение, не оскорбляя мнение других, проявление терпимости к другим мнениям и вкусам; создание индивидуальных творческих портфолио, представление их общественности.
1.5. Социальное направление:
Цель направления - социализация младшего школьника,активизация внутренних резервов обучающихся, способствующих успешному освоению нового социального опыта на ступени начального общего образования, в формировании социальных, коммуникативных компетенций, необходимых для эффективного взаимодействия в социуме.
Данное направление реализуется через: кружок «Добрый мир», кружок «Уроки вежливости»,» Дорогою добра» классные часы по данной тематике, познавательные, социальные проекты, исследовательские работы, организация дежурства в классах, трудовые десанты, участие в благотворительных и добровольческих акциях («Забота», «Весенняя неделя добра», «Свет в окне» и др.), выставки поделок и детского творчества.
Планируемые результаты:
Результаты первого уровня - приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Результаты второго уровня - формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом: получение опыта переживания, позитивного отношения к природе, целостного отношения к социальной реальности в целом; умение представить свою работу, оценить работу других, сравнить, проанализировать и сделать выводы; коммуникабельность (умение создавать коллективные работы); приобретение знаний об этике, эстетике повседневной жизни человека; участие во внеклассной деятельности учебного заведения.
Результаты третьего уровня – приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия. Взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде: всестороннее развитие личности ученика (создание условий для формирования личности, способной успешно адаптироваться в современном мире); приобретение новых знаний и умение применять их в жизни; приобретение опыта исследовательской деятельности (публичное выступление, представление результатов своей деятельности; умение высказывать свое мнение, не оскорбляя мнение других, проявление терпимости к другим мнениям и вкусам; создание индивидуальных творческих портфолио, представление их общественности. 1А класс:
Направление внеурочной деятельности |
Форма организации внеурочной деятельности |
Количество часов |
|
В неделю |
В год |
||
Спортивно-оздоровительное |
Кружок « Шахматы» |
1 |
33 |
Кружок «Азбука здоровья» |
1 |
33 |
|
Духовно-нравственное |
Кружок «Тропинка к своему «Я»» |
1 |
33 |
Общекультурное |
Студия «Начальное техническое творчество» |
1 |
33 |
Итого: |
|
4 |
132 |
Направление внеурочной деятельности |
Форма организации внеурочной деятельности |
Количество часов |
|
В неделю |
В год |
||
Спортивно-оздоровительное |
Кружок « Шахматы» |
1 |
33 |
Духовно-нравственное |
Студия «Мой Дагестан |
1 |
33 |
Общекультурное |
Студия «Начальное техническое творчество» |
1 |
33 |
Социальное |
Кружок «Добрый мир» |
1 |
33 |
Итого: |
|
4 |
132 |
класс:
Направление внеурочной деятельности |
Форма организации внеурочной деятельности |
Количество часов |
|
В неделю |
В год |
||
Спортивно-оздоровительное |
Кружок «Шахматы» |
1 |
34 |
Духовно-нравственное |
Кружок «Родной край» |
1 |
34 |
Общекультурное |
Студия «Начальное техническое творчество» |
1 |
34 |
Социальное |
Кружок «Уроки вежливости» |
1 |
34 |
Итого: |
|
4 |
136 |
Направление внеурочной деятельности |
Форма организации внеурочной деятельности |
Количество часов |
|
В неделю |
В год |
||
Спортивно-оздоровительное |
Кружок «Шахматы» |
1 |
34 |
Духовно-нравственное |
Студия «Юный краевед» |
1 |
34 |
Общекультурное |
Студия «Начальное техническое творчество» |
1 |
34 |
Социальное |
Кружок «Дорогою добра» |
4 |
34 |
Итого: |
|
4 |
136 |
Направление внеурочной деятельности |
Форма организации внеурочной деятельности |
Количество часов |
|
В неделю |
В год |
||
Спортивно-оздоровительное |
Кружок «Шахматы» |
1 |
34 |
Духовно-нравственное |
Студия «Я -Гражданин» |
1 |
34 |
Общекультурное |
Студия «Начальное техническое творчество» |
1 |
34 |
Обще интеллектуальное |
«Эрудит» |
1 |
34 |
Итого: |
|
4 |
136 |
3 А класс:
3 Б класс:
класс:
Направление внеурочной деятельности |
Форма организации внеурочной деятельности |
Количество часов |
|
В неделю |
В год |
||
Спортивно-оздоровительное |
Кружок «Шахматы» |
1 |
34 |
Духовно-нравственное |
Студия «Я -Гражданин» |
1 |
34 |
Обще интеллектуальное |
Кружок « Умники и умницы» |
1 |
34 |
Общекультурное |
Студия «Начальное техническое творчество» |
1 |
34 |
Итого: |
|
4 |
136
|