Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Начальная школа – детский сад №71»
Утверждено
Директор МБОУ №71
Шахбанова П.Р..______
приказ № 596/п
«31» августа 2021 г.
План работы
социально-психологической службы
МБОУ «Начальная школа – детский сад №71»
2021-2022 учебный год
Цель: сохранение психологического, социального, физического здоровья и обеспечение полноценного развития учащихся, содействие становлению и развитию их индивидуальности, создание комфортной обучающей среды, осуществление социально-психологического взаимодействия всех участников образовательного процесса.
Задачи:
Создать систему профессиональной деятельности участников социально-психологической службы, направленную на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуации школьного взаимодействия.
Обеспечить сопровождение всех участников образовательного процесса на различных этапах.
Обеспечить полноценное личностное и интеллектуальное развитие учащихся на каждом возрастном этапе, успешную адаптацию к требованиям обучения при поступлении в 1-й класс, также адаптацию вновь прибывших учащихся.
Обеспечить психолого-педагогическое сопровождение учащихся в условиях ФГОС НОО .
Решение проблем социализации ребенка, его развитие, защита его прав, помощь в разрешении проблем самореализации в среде жизнедеятельности.
№ п\п |
Мероприятие |
Ответственный |
Сентябрь |
||
1. |
Составление плана работы социально-психологической службы на год. |
Социальный педагог Педагог-психолог |
2. |
Составление социального паспорта класса и школы. |
Социальный педагог |
3. |
Профилактика дезадаптации учащихся 1-х классов. |
Педагог-психолог |
4. |
Диагностика готовности к школьному обучению. |
Педагог-психолог |
5. |
Проведение консультаций для учителей и родителей детей, имеющих проблемы в обучении и воспитании. |
Социальный педагог Педагог-психолог |
6. |
Составление положения и плана работы МО педагогов-психологов и социального педагога ОУ. |
Социальный педагог Педагог-психолог |
7. |
Адаптационные часы « Первый раз –в первый класс» для учащихся 1-х классов в период адаптации. |
Педагог-психолог |
8. |
Круглый стол для воспитателей ДОУ « Развитие мотивации старших дошкольников» |
Педагог-психолог |
9. |
Создание постоянно действующего уголка для школьников |
Социальный педагог |
10. |
Совместное планирование воспитательной работы в школе. |
Зам директора по ВР социальный педагог Педагог- психолог |
Октябрь |
||
1. |
Мониторинг развития УУД обучающихся |
Педагог-психолог |
2. |
Диагностика адаптации первоклассников к обучению в школе |
Педагог- психолог |
3. |
Классные часы « Мы – учащиеся выпускного класса» для обучающихся 4-го класса в период адаптации. |
Педагог- психолог |
4. |
Анализ успеваемости учащихся « группы риска». Собеседование с учащимися. |
Социальный педагог |
5. |
Учет занятости учащихся во внеклассной и внеучебной деятельности. |
Социальный педагог |
6. |
Приобретение профессионального опыта по профессиям- 4-й, класс. |
Педагог-психолог (консультант по профориентации) |
Ноябрь |
||
1. |
Декада психологии в начальной школе. |
Социальный педагог Педагог-психолог |
|
Приобретение профессионального опыта по профессиям- 2-е, 3-е, 4-е классы. |
Педагог-психолог (консультант по профориентации) |
2. |
Диагностика адаптации обучающихся 1-х классов к новым условиям обучения. |
Педагог- психолог |
3. |
Диагностика вновь прибывших обучающихся. |
Педагог-психолог |
4. |
Классные часы «Школа- это?» |
Педагог-психолог(консультант по профориентации) |
5. |
Семинар для учителей начальных классов « Психологические особенности младших школьников». |
Педагог-психолог |
6. |
« Ступеньки к школе»- занятия в « Школе будущего первоклассника» |
Социальный педагог Педагог-психолог |
Декабрь |
||
1. |
Анализ успеваемости учащихся «группы риска». Собеседование с учащимися |
Социальный педагог |
2. |
Заседание членов социально-психологической службы школы. |
Социальный педагог Педагог-психолог |
Январь |
||
1. |
Обновление Базы и Банка данных учащихся школы |
Социальный педагог |
Февраль |
||
1. |
Занятия с обучающимися 4-х классов « Переходим в пятый класс» |
Педагог-психолог |
Март |
||
1. |
Проведение консультаций для учителей и родителей детей, имеющих проблемы в обучении и воспитании. |
Социальный педагог Педагог-психолог |
Апрель |
||
1. |
Диагностика готовности будущих первоклассников к обучению в школе. |
Педагог-психолог |
2. |
Диагностика развития универсальных учебных действий. |
Педагог-психолог |
3. |
Мониторинговое исследование при переходе в среднее звено обучающихся 4-х классов. |
Педагог-психолог |
4. |
Знакомство с миром профессий- 1-4 классы. |
Педагог-психолог(консультант по профориентации) |
Май |
||
1. |
Занятия с обучающимися 4-х классов « Переходим в пятый класс» |
Педагог-психолог |
2. |
Заседание членов социально-психологической службы школы. |
Социальный педагог Педагог-психолог |
3. |
Заполнение отчетной документации за год. |
Социальный педагог Педагог-психолог |
В течение года |
||
1 |
Выявление неблагополучных семей, «трудных» подростков, и детей «группы риска». |
Социальный педагог |
2 |
Совместное посещение с работниками ОВД массовых мероприятий. |
Социальный педагог |
3 |
Организация индивидуальных консультаций классных руководителей по вопросам воспитания личности учащихся, диагностика. |
Социальный педагог |
4 |
Выявление семей, уклоняющихся от воспитания детей, неблагополучных семей. Профилактическая работа с семьей. |
Социальный педагог |
5 |
Профилактические беседы с учащимися. |
Социальный педагог |
6 |
Расширение картотеки диагностической методики, комплектование инструментария. |
Социальный педагог Педагог-психолог |
7 |
Участие в заседаниях, совещаниях, педсоветах. |
Социальный педагог Педагог-психолог |
8 |
Подготовка к лекциям, семинарам, практическим занятиям, урокам, консультациям. |
Социальный педагог Педагог-психолог |
9 |
Обработка, анализ, обобщение результатов деятельности, интерпретация полученных данных. |
Социальный педагог Педагог-психолог |
10 |
Заполнение отчетной документации. |
Социальный педагог Педагог-психолог |
11 |
Диагностическая работа по запросам классных руководителей. |
Социальный педагог Педагог-психолог |
12 |
Проведение родительских собраний по плану и по запросам классных руководителей. |
Социальный педагог Педагог-психолог |
Направления деятельности:
1. Организационно-методическая работа.
2.Психодиагностика.
3. Психокоррекционная и развивающая работа.
4. Психопрофилактическая работа.
5. Консультирование и просвещение участников образовательного процесса ( педагоги, родители, учащиеся).
6. Сопровождение учащихся начальной школы в условиях введения ФГОС второго поколения.
7. Взаимодействие семьи и школы по вопросам воспитания детей, коррекция семейного воспитания, социальная защита семьи и детства.
УТВЕРЖДАЮ:
Директор:
_______ Шахбанова П.Р.
от 12.08.2021г.
ПОЛОЖЕНИЕ
О СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЕ
1. Общие положения
1.1. Социально-психологическая служба - один из компонентов целостной системы образовательной деятельности школы.
1.2. Социально-психологическая служба является структурным подразделением.
1.3. Социально-психологическая служба школы подчиняется - директору школы
1.4. Социально-психологическая служба школы ориентирована на всех участников образовательного процесса, их психолого-педагогическую поддержку.
1.5. Социально-психологическая служба содействует созданию оптимальных социально-педагогических условий для развития личности несовершеннолетнего и его успешной социализации.
1.6. Сотрудники социально-психологической службы школы осуществляют свою деятельность, руководствуясь запросами родителей, учащихся, администрации, педагогов и настоящим Положением.
1.7. Сотрудники социально-психологической службы осуществляют свою деятельность в сотрудничестве с педагогическим коллективом, администрацией, родителями учащихся и медицинскими работниками.
2. Цели и задачи Социально-психологической службы.
2.1.Цель организации СПС — создание целостной системы, обеспечивающей полноценное социальное, психическое и личностное развитие детей и подростков в соответствии с индивидуальными возможностями и особенностями.
2.2. Основные задачи Социально-психологической службы:
1) неотложная психологическая помощь учащимся школы и их семьям;
2) консультативно-диагностическая, коррекционная, психопрофилактическая, реабилитационная помощь в условиях школы;
3) обеспечение психологической поддержки при выборе жизненного пути и профессиональной карьеры;
4)социально-психологическая, психолого-педагогическая помощь в решении вопросов опеки и участия в воспитании несовершеннолетних;
5) консультации по правовым вопросам и другие виды юридической помощи по вопросам, связным с охраной психического здоровья детей и подростков;
6) психологическая помощь несовершеннолетним и их семьям в экстремальных ситуациях.
3. Функции
3.1. Диагностическая функция:
- выявление причин и характера отклонений в поведении и учении;
- изучение социальной ситуации развития ученика, его положения в коллективе;
- определение потенциальных возможностей и способностей учащегося.
- отслеживание и анализ динамики развития учащихся и классных коллективов.
3.2. Коррекционно-развивающая функция:
- разработка и проведение программ развития потенциальных возможностей ученика;
- выбор наиболее оптимальных форм обучения, коррекционного воздействия;
- проектирование систем социально-психологических мероприятий по решению конкретных проблем.
3.3. Реабилитирующая функция:
- защита интересов ребенка, попавшего в неблагоприятные учебно-воспитательные или семейные условия;
- семейная реабилитация: повышение статуса ребенка в семье, разработка рекомендаций по эффективному воспитанию ребенка, развития его потенциальных возможностей; профилактика психического и физического воздействия на ребенка в семье.
- психолого-педагогическая поддержка подростка в кризисной ситуации.
3.4. Воспитательная функция:
- разработка стратегии педагогического воздействия на учащихся "группы риска"; - интеграция воспитательных воздействий педагогического коллектива, родителей и сверстников на ученика.
3.5. Профилактическая функция:
-разработка мероприятий по профилактике и предупреждению неуспеваемости,
-пропаганда здорового образа жизни,
-просветительская работа с родителями учащихся.
4. Обязанности и права сотрудников социально- психологической службы.
Сотрудники психологической службы обязаны:
4.1. Участвовать в работе школьных методических семинаров, а также проводимых вышестоящими организациями психологических конференций и семинаров; постоянно повышать свой профессиональный уровень.
4.2. Отчитываться о ходе и результатах проводимой работы перед администрацией школы и другими курирующими организациями.
4.3. Рассматривать запросы и принимать решения строго в пределах своей профессиональной компетенции.
4.4. В решении всех вопросов исходить из интересов ребенка.
4.5. Работать в сотрудничестве с администрацией, педагогическим коллективом и родителями учащихся.
4.6. Соблюдать конфиденциальность информации, полученной в результате диагностической и консультативной работы, если ознакомление с ними не является необходимым для осуществления педагогического аспекта коррекционной работы.
4.7. Информировать участников педсоветов, психолого-педагогических консилиумов, администрацию школы о задачах, содержании и результатах проводимой работы в рамках, гарантирующих соблюдение п. 4.6. данного раздела Положения.
5. Сотрудники социально-психологической службы имеют право:
5.1. Принимать участие в педсоветах, психолого-педагогических консилиумов, заседаниях, кафедр и т.д.
5.2. Посещать уроки, внеклассные и внешкольные мероприятия, занятий ГПД с целью проведения наблюдений за поведением и деятельностью учащихся.
5.3. Знакомиться с необходимой для работы педагогической документацией.
5.4. Проводить в школе плановые групповые и индивидуальные социальные и психологические исследования и по заданию вышестоящих органов.
5.5. Выступать с обобщением опыта своей работы в научных и научно-популярных изданиях.
6. Организация работы социально-психологической службы.
6.1 В состав социально-психологической службы школы входят: педагог-психолог, социальный педагог.
6.2 Координацию деятельности службы осуществляет заместитель директора школы по УВР.
6.3. Графики работы педагога-психолога и социального педагога утверждает директор школы. При составлении графиков учитывается необходимость работы по повышению квалификации и самообразованию.
6.4. На время отсутствия педагога-психолога и социального педагога их обязанности могут быть переданы только лицам, обладающим необходимой квалификацией.
6.5. Вопросы оплаты труда, нагрузки, продолжительности отпуска, права иметь дополнительную учебную нагрузку, решаются в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.