План-конспект открытого занятия
Цель занятия: Обобщение и закрепление знаний о дорожных знаках, предназначение дорожной разметки.
Задачи:
Обучающие:
- Закрепить в игровой форме знания воспитанников о значениях сигналов светофора и основных дорожных знаках для пешеходов.
- Изучить предназначение дорожной разметки.
Развивающие:
- Развивать внимание, логическое мышление, сосредоточенность,
отзывчивость.
- Способствовать формированию ответственного отношения
воспитанников к вопросам личной безопасности на дороге.
Воспитывающие:
- Воспитывать внимание на дороге и культуру поведения, а также чувство взаимовыручки, дружбы и уважения к ПДД.
Тип учебного занятия: комбинированное
Форма проведения занятия: урок – путешествие
Методы обучения: словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, метод мотивации и стимулирования.
Педагогические технологии: игровая и здоровьесберегающая технология, педагогика сотрудничества.
Методическое обеспечение занятия: демонстрационное, магнитная доска по ПДД, игровые тренажеры по основам ПДД.
Оборудование и материалы: магнитофон, карта, цветные жетоны
Подготовительная работа:
- Работа с литературой.
- Разработка и написание конспекта.
3. Подбор музыкального оформления.
4. Индивидуальная работа с обучающимися .
Ход занятия
I. Организационный этап
Педагог: Юные пешеходы! Будущие водители! Дети и родители!
Велосипедисты и мотоциклисты! Автомобилисты!
Наши гости, наши зрители!
Добро пожаловать! Привет!
Вам путь открыт! Зеленый свет!
Педагог: Здравствуйте! Я очень рада всех Вас сегодня видеть. Давайте встанем в круг и подарим друг другу свое хорошее настроение. Свои улыбки вам дарит сегодня ещё и солнышко. Выберите каждый свою улыбку! (берут жетоны с картинки светофора)
- Мне кажется, что вы все любите общаться, умеете говорить друг с другом, и не повторяться.
II. Основной этап
Педагог: А сейчас мы с вами будем называть слова, которые придут к вам в голову, в связи с названным мною словом: ДОРОГА -……, автомобиль, пешеходы….., светофор…., дорожные знаки……
- Как вы думаете, о чём пойдёт речь на нашем занятии?
- Да, действительно, сегодня мы с вами будем говорить о правилах дорожного движения, т.е. о дорожных знаках и дорожной разметке.
- А чтобы наше занятие прошло интересно, увлекательно и необычно, мы с вами совершим путешествие в сказочный «Цветочный город».
- Ребята, вы читали «Приключение Незнайки» Носова?
- А давайте мы с вами вспомним, кто живет в «Цветочном городе»?
Воспитанники: Перечисляют: Незнайка, Пончик, Винтик, Знайка и т.д.
Педагог: Верно. В этом городе живут коротышки: малыши и малышки. Самые известные и прославившиеся – это Незнайка, Знайка, Пончик, Винтик и Шпунтик, доктор Пилюлькин. Все они живут на улице Колокольчиков.
Педагог: Ребята посмотрите внимательно на карту «Цветочного города», чего здесь не хватает, чтобы безопасно путешествовать по улицам жителям этого города.
Воспитанники: Светофоров, дорожных знаков
Педагог: Правильно светофоров, дорожных знаков, дорожной разметки.
Педагог: А давайте мы с вами все вместе научим героев нашего «Цветочного города» правилам дорожного движения.
(Воспитанники рассказывают жителям «Цветочного города» о знаках)
Педагог: Вы, конечно, знаете, чтобы безопасно путешествовать на улицах города или посёлка, нужно хорошо знать правила уличного движения и дорожные знаки. Поэтому у нас сегодня важный гость. Кто это?
Вы узнаете, когда отгадаете мою загадку:
- На самом перекрестке
Висит колдун трехглазый,
Но никогда не смотрит
Тремя глазами сразу.
Воспитанники: отвечают хором: «Светофор!»
(Педагог переодевается в костюм светофора)
Светофор: Здравствуйте ребята! Я очень рад, что вы меня узнали.
Светофор: (поворачивается к карте и с удивлением спрашивает)
Ой, а куда делись мои помощники - светофорики, вы не знаете ребята?
Воспитанники: отвечают
Светофор: Да вот же они. Ребята, а вы не знаете, почему они в разобранном виде?
Воспитанники: отвечают
Светофор: Ребята, а вы мне поможете их собрать.
Воспитанники: Конечно
Светофор:
- Каждый из вас выбрал свою улыбку в начале занятия, каких они были цветов? Красный, желтый, зеленый.
А теперь определите, в какой группе вы будете работать? (дети делятся в зависимости от выбранной картинки на три группы: красные, жёлтые, зелёные). И соберите моих помощников - светофориков!
(Воспитанники собирают светофор)
- Проверьте, правильно ли вы выполнили работу.
Светофор: Молодцы! Вы все хорошо справились с заданием. А теперь мне нужны помощники, которые помогли бы мне расставить в «Цветочном городе» светофоры.
(Учитель с учениками вывешивает на карте
«Цветочного города» светофоры)
Светофор: А теперь я вам задам свои вопросы. И так.
- Где стоят светофоры?
- Для чего они там стоят?
- Что обозначают сигналы светофора?
- А какие машины могут свободно проехать на красный цвет?
Светофор: Молодцы! А теперь за ваши замечательные ответы я с вами поиграю. Давайте с вами встанем и представим, что мы пешеходы большого города. Загорается «зеленый» - топаете, «красный» - вы стоите, а если «желтый», то друг другу машите пальчиком.
(Игра «Сигналы светофора»)
Светофор: Ну, молодцы ребята, вы хорошо запомнили значения сигналов светофора.
Светофор: А мне пора с вами прощаться, меня ждут другие ребята.
(звучит музыка – светофор уходит)
Педагог: Ну, вот ребята, вы вместе с «Светофором» помогли жителям «Цветочного города», установили светофоры на улицах.
Педагог: А какие помощники есть еще у светофора.
Воспитанники: Дорожные знаки
Педагог: Правильно дорожные знаки. Они тоже нужны жителям «Цветочного города».
Педагог: Ребята, пока мы с вами играли, случилась беда, дело в том, что на «Цветочный город» налетел ураган и сорвал все дорожные знаки. Нам необходимо навести порядок, и расставить правильно дорожные знаки.
Педагог: Мне нужны три лучших знатока дорожных знаков.
Педагог: Мы выберем их следующим образом. Я загадываю загадки, кто правильно ответил, выходит ко мне.
Загадки: Ехать быстро невозможно,
Знают люди все на свете:
В этом месте ходят … (Дети)
А здесь, ребята, не до смеха,
Ни на чем нельзя здесь ехать,
Можно только своим ходом,
Можно только ... (Пешеходам)
На машинах здесь, друзья,
Ехать никому нельзя,
Можно ехать, знайте дети,
Только на …. (Велосипеде)
Педагог: И так слушайте внимательно, у меня на столе лежат дорожные знаки, мы с вами должны правильно расставить на карте города знаки, и объяснить, почему в этом месте должен стоять этот знак.
Знаки: «Пешеходный переход» - таким знаком обозначают переходы через
улицу или дорогу. И давайте мы с вами напомним ребятам о
правилах перехода проезжей части.
Правила:
- Если на улице большое движение, попросите взрослого помочь перейти, не забудьте поблагодарить за помощь.
- Прежде чем перейти улицу нужно посмотреть налево, а потом направо, если нет движущегося транспорта можно смело переходить.
- Переходить дорогу нужно только по пешеходному переходу. Если не успел перейти улицу на зеленый сигнал и на светофоре зажегся желтый свет, остановись на остановке безопасности.
- Если нет обозначения пешеходного перехода, то нужно переходить улицу в том месте, где она регулируется светофором или регулировщиком.
«Осторожно дети» - этот знак устанавливается в месте, где возможно
появление детей на проезжей части, вблизи школ или других детских
учреждений. Он предупреждает водителей о возможности появление
детей, но не указывает на место перехода, т.е. этот знак
предупреждает только водителей, но не вас. На этот знак мы с вами
не переходим улицу.
- «Автобусная остановка» - Этим знаком обозначают места для остановки пассажирского транспорта, в данном случае автобуса, и посадки и высадки пассажиров
Педагог: Молодцы, вы хорошо справились с этим заданием.
Педагог: Ребята мы с вами вспомнили лишь некоторые дорожные знаки, но существуют и другие дорожные знаки. Какие это знаки?
Воспитанники: (перечисляют другие знаки)
Знаки:
- Это знаки сервиса или еще их называют указательная группа знаков. Они имеют форму квадрата, и обведены в рамку синего цвета.
- Знаки, предупреждающие об опасности. Они имеют форму треугольника и обведены в рамку красного цвета.
- Знаки запрещающие, они имеют форму круга и обведены в рамку красного цвета.
Педагог: И сейчас мы с вами вспомним и повторим эти знаки. Для этого я вам предлагаю следующее задание. Я попрошу выйти ко мне двух ребят, у которых зеленые жетоны, двух ребят, у которых желтые жетоны и двух ребят, у которых красные жетоны.
(Педагог выстраивает ребят в одну линию и объясняет ход игры)
Игра «Иду по дорожке»: педагог поднимает дорожный знак, кто правильно ответит, делает шаг вперед. Побеждает тот, кто сделает больше шагов и назовёт больше слов.
( Игра «Иду по дорожке»)
Педагог: Молодцы. А сейчас я вам предлагаю придумать необычный дорожный знак и нарисовать его. Вы можете придумать самые фантастические, самые невероятные варианты. Например, задумать и нарисовать (кошку, собаку, цветочную поляну, дом и др.).
Воспитанники делятся на группы по цветовым жетонам и рисуют
Педагог: (обращает внимание на карту)
Ну, вот ребята, мы с вами придумали и нарисовали новые дорожные знаки, также расставили дорожные знаки и светофоры в «Цветочном городе». И теперь жители этого города могут смело и ничего не боясь ходить и ездить на машинах и велосипедах по улицам своего города.
Педагог: А теперь давайте ещё внимательно посмотрим на карту «Цветочного города». Можете, подойти поближе и внимательно посмотреть.
И что мы с вами видим?
Воспитанники: На карте изображены, какие - то линии.
Педагог: Ребята вы заметили, что на карте изображены какие - то линии.
Педагог: А теперь займите свои места.
Педагог: Эти линии называются – дорожной разметкой.
Дорожную разметку наносят на проезжую часть улиц и дорог, на перекрестках и площадях в большинстве случаев белой краской. Эти линии указывают места расположения транспортных средств на проезжей части, перехода улицы (дороги) пешеходами, определяют места ожидания трамваев, троллейбусов, автобусов, направляют потоки транспортных средств, определяют места остановки при запрещающем сигнале светофора и регулировщика.
Разметка может быть горизонтальной и вертикальной.
(показ иллюстраций разметок)
Педагог: Мы сегодня с вами изучим только горизонтальную разметку.
Горизонтальная разметка наносится на проезжей части улиц и дорог и обозначается линиями, стрелами, надписями и другими обозначениями на проезжей части.
(показ иллюстраций)
Педагог: Какие существуют виды горизонтальной разметки?
Мы с вами рассмотрим лишь некоторые
(работа с магнитной доской)
- «Зебра» - обозначает нерегулируемый пешеходный переход, указывает направление движения пешеходов.
Педагог: Следующий вид разметки это «Островок безопасности».
Педагог: Ребята, а как вы думаете, почему он так называется?
Воспитанники: отвечают
Педагог: Когда улица очень широкая, то она делится на две части, и посередине располагается так называемый островок безопасности. Обозначается в центре проезжей части белыми косыми линиями между двумя полукругами. В ночное время «островки» могут быть освещены маячками-фонариками на небольших столбиках. Можно пережидать движение транспорта и на осевой линии. Осевая линия наносится краской на асфальт, чтобы разделить проезжую часть на правую и левую стороны. Наезд любого вида транспорта на осевую линию запрещен.
Как вести себя на островке безопасности
- Стоять спокойно, не двигаясь.
- Начинать движение только тогда, когда на светофоре появится зеленый сигнал.
- Прежде чем начать движение, посмотри направо, нет ли поблизости машин или какой-либо другой опасности.
Педагог: А ещё вы наверно видели, что наши дороги разделены белыми линиями. Как вы думаете, зачем эти линии нужны?
Воспитанники: отвечают
Педагог: Эти линии разделяют транспортные потоки противоположных направлений, и ими могут пользоваться только водители, а не пешеходы. Запомнили?
Педагог: Ребята, скажите, а в нашем поселке вы где - нибудь видели горизонтальные разметки?
Воспитанники: отвечают
Педагог: Вот вам домашнее задание на следующее занятие. Когда вы будете идти из школы или в школу, в библиотеку, в гости или в магазин, обратите внимание, какие на вашем пути встречаются дорожные знаки и дорожная разметка?
Если увидите, то запомните их, и расскажите нам на следующем занятии. Хорошо!
III. Подведение итогов
Педагог:
- Итак, ребята, что нужно знать и соблюдать жителям «Цветочного города», чтобы движение по улицам и дорогам было безопасным?
- Что вам особенно понравилось?
- Мне тоже очень понравилось с вами работать.
Рефлексия
Педагог: Я предлагаю вам взять из коробки по одной картинке и подарить ее тому, кому вы захотите, но обязательно со словами: «Я дарю тебе….., потому что ты…(сказать о том, что тебе понравилось в этом человеке на занятии)
Педагог: Ребята, на прощание хочу вам пожелать здоровья, чтобы вы во все времена года соблюдали ПДД, потому что правила движения очень важны. Знать их должен и взрослый и ребёнок. И вы как следует, запомните их, а дома расскажите своим братьям и сестрам, мамам и папам, бабушкам и дедушкам. Не нарушайте их, тогда у нас не будет несчастных случаев на дорогах, и вы вырастите крепкими и здоровыми. А еще я хочу подарить вам вот такие памятки по правилам движения.
Спасибо, мне было приятно работать с вами.